Корзина
5 отзывов
Контакты
Белгородский центр повышения квалификации +7 (4722) 54-35-84
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7472254-35-84тел.
+7472220-11-76тел.
+7472220-11-75тел./факс
РоссияБелгородская областьБелгородул. Мокроусова, д.23А, оф.406308033
Карта

ТОНКОСТИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПО НДС

ТОНКОСТИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПО НДС

25.02.2015 г. наша организация планирует провести тематический семинар-практикум для бухгалтеров на актуальную тему «Учетная политика-2015: технология формирования». Этот семинар проведет уже известный в городе лектор Ушак Наталья Владимировна.

Поскольку вопросы, связанные с порядком исчисления НДС у специалистов не иссякают, то накануне мероприятия директор «Белгородского центра повышения квалификации» Косинова Ольга Федоровна решила побеседовать с Натальей Владимировной и выяснить, с чего же необходимо начать учет данного налога и как сделать так, чтобы изначально избежать ошибок.

 

Вопрос. Наталья Владимировна, НДС, как известно, один из наиболее сложных налогов для практического применения. Не могли бы Вы поделиться с нашими читателями информацией о том, можно ли облегчить работу с ним каким-то образом? Может ли учетная политика являться таким инструментом?

Ответ. С удовольствием поделюсь. Да, действительно, НДС, как и налог на прибыль, один из наиболее сложных для практического применения, что постоянно вызывает вопросы со стороны бухгалтеров. Это, как правило, бывает связано со спецификой его применения при осуществлении различных видов хозяйственной деятельности.

Что касается учетной политики в целях налогообложения НДС, то, безусловно, основные и некоторые специфические моменты работы с этим налогом можно и нужно закрепить в данном документе. Это и облегчит работу бухгалтеру и обезопасит от излишних претензий налогового органа. Но, к сожалению, достаточно часто в практической деятельности любого бухгалтера возникают специфические вопросы по применению данного налога, которые никак не регламентируются налоговым законодательством, а иногда даже и не рассматриваются Минфином России. Здесь нужно понимать, что в учетной политике не пропишешь все возможные случаи, да и не нужно к этому стремиться. В данном документе важно закрепить тот порядок, который для налогоплательщика является алгоритмом действий, а не пытаться объять необъятное.

Поэтому я остановлюсь на таких знаковых моментах, которые обязательно должны быть в учетной политике по НДС. Итак,

  1. Раздельный учет по НДС.

Ряд положений гл. 21 НК РФ предписывает налогоплательщику организацию раздельного учета, без уточнения механизма его ведения. Поэтому в этой части в учетной политике необходимо прописать порядок раздельного учета:

  • выручки, полученной от реализации товаров, готовой продукции, облагаемых по разным ставкам НДС (10 и 18%);
  • «входного» налога, предъявленного продавцами (поставщиками, подрядчиками, исполнителями) по товарам, работам, услугам, имущественным правам, используемым (ст. 170 НК РФ):
  • в облагаемых НДС операциях (видах деятельности) (п. 1 ст. 146 НК РФ);
  • в не облагаемых НДС операциях (видах деятельности) (п. 2 ст. 146, ст. 149 НК РФ);
  • и в облагаемых, и не облагаемых НДС операциях (видах деятельности).

Кроме того, имеет смысл закрепить:

  • право на применение так называемого «правила 5%» (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ);
  • право на вычет по выданным авансам - по всем или с ограничениями (например, по сумме аванса) (п. 12 ст. 171 НК РФ[1]);
  • право на применение преференции, установленной в ст. 145 НК РФ (освобождение от обязанностей плательщика НДС).

К сведению. При принятии решения о порядке определения размера выручки в целях применения положений ст. 145 НК РФ налогоплательщикам, полагаю, следует обратить внимание на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 №10252/12. По мнению арбитров, в расчете следует учитывать выручку, полученную от реализации только по тем операциям, которые включаются в налоговую базу для исчисления и уплаты НДС.

Экспортерам в учетной политике необходимо отразить:

  • правила ведения раздельного учета операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0%, в частности:
  • порядок ведения раздельного учета по каждой операции реализации товаров (работ, услуг), облагаемой НДС по ставке 0% (п. 6 ст. 166 НК РФ);
  • порядок раздельного учета «входного» налога по операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, и операциям, облагаемым по иным ставкам (п. 10 ст. 165 НК РФ);
  • механизм расчета сумм НДС, предъявляемых к восстановлению при использовании товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и НМА в экспортных операциях (пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Для изготовителей товаров, длительность производственного цикла которых составляет свыше шести месяцев, нужно отразить в учетной политике момент определения налоговой базы и порядок исчисления НДС с авансов (п. 13 ст. 167 НК РФ).

  1. Документооборот по НДС.

Неотъемлемой частью учетной политики в части НДС является раздел, посвященный порядку ведения документооборота в целях исчисления указанного налога. Отмечу, что налоговым законодательством не установлено жесткого регламента в отношении такого порядка, значит, налогоплательщики, исходя из своих потребностей и особенностей хозяйственной деятельности, вправе регламентировать его сами. В частности, необходимо закрепить способ выставления счета-фактуры, принцип нумерации счетов-фактур. Последний момент особенно актуален для организаций, имеющих обособленные подразделения. Для подобных налогоплательщиков также большое значение имеет порядок ведения документов, которые используются при расчете по НДС (журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж).

Для выставления счета-фактуры налоговым законодательством предусмотрено два способа: в бумажном или электронном виде. Электронный вариант возможен при наличии соответствующих технических возможностей (как самого налогоплательщика, так и его контрагентов), а также при условии согласия контрагентов на такой способ выставления документов. Очевидно, налогоплательщикам не следует ограничивать свое право отражением в учетной политике лишь одного из возможных способов выставления счета-фактуры, поскольку формулировка, примененная законодателем в абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ, указывает на возможность одновременного использования обоих форматов.

Есть еще один существенный момент, который обязательно нужно прописать в учетной политике организациям: это условия, при которых она выставляет либо корректировочный счет-фактуру, либо единый корректировочный счет-фактуру. Напомню, что возможность составления единого корректировочного счета-фактуры появилась у налогоплательщиков начиная с 01.07.2013 г. Именно с указанной даты применяется новая редакция п. 5.2 ст. 169 НК РФ (изменения в него внесены Федеральным законом N 39-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 №952 были приведены в соответствие с указанными поправками положения Постановления Правительства РФ N 1137, которым утверждена форма корректировочного счета-фактуры. Однако установление жестких условий для выставления корректировочных счетов-фактур нецелесообразно, поскольку впоследствии такие условия могут ограничить действия самого налогоплательщика.

Это в общих чертах основные моменты, которые необходимо отразить в учетной политике по НДС. Более подробную информацию специалисты смогут получить, посетив семинар «Учетная политика – 2015: технология формирования».

Ольга Федоровна: Спасибо, Наталья Владимировна, за такой обстоятельный ответ. Будем ждать наших читателей на семинар, который состоится 25.02.2015 г. в г. Белгороде по ул. Королёва, дом 2А, корпус 2, Конференц-зал.

 

[1] Хотя Минфин России в своем Письме от 09.04.2009 №03-07-11/103 уточнял, что нормы НК РФ не предусматривают подобной обязанности налогоплательщика, наличие такого положения в учетной политике организации может оказаться весьма полезным в некоторых ситуациях.

vkontakte facebook twitter
Предыдущие новости